Как стать капитаном яхты
Каждый человек, который заинтересовался яхтингом, решает для себя вопрос, как и где ему научиться управлять яхтой.
Так как и море - серьезная стихия, то и отправляться в плавание плохо подготовленным, мягко говоря, неразумно. Подготовка к выходу в море - вопрос весьма серьезный. Путь тут для всех один - необходимо пройти обучение в яхтенной школе и получить права (лицензию) на управление яхтой.
В английском морском праве, более века назад, было написано: каждый имеет неотъемлемое право выйти в море. В последнее время ситуация изменилась. С развитием системы береговой охраны, служб спасения и под давлением страховых компаний, государства, которые имеют выход к морю, законодательно закрепили требование наличия лицензии у человека, управляющего яхтой.
Береговым службам надоело спасать "чайников", которые выходили в море, беря на себя ответственность за яхту и жизнь экипажа, не понимая серьезности ситуации и не обладая необходимыми навыками и знаниями. Для страховых компаний, было слишком разорительно покрывать убытки от неумелых действий владельцев яхт, поэтому они
усиленно лоббировали законы о лицензировании управления яхтами. Сегодня можно сказать с уверено: без прав, яхтой управлять нельзя.
Где и как обычно получают права на управление парусной или моторной яхтой? Сейчас в России существуют четыре уровня квалификации на управление яхтой:
"Яхтенный рулевой 3 класса" имеет право управлять яхтой с обмерной площадью парусов до 12 кв.м. в светлое время суток, в сопровождении тренера. Программа подготовки яхтенных рулевых 3 класса
"Яхтенный рулевой 2 класса" имеет право самостоятельно управлять яхтой с обмерной площадью до 22 кв.м. по внутренним водным путям - в любое время суток и в береговой зоне окраинных морей - в светлое время суток. Во время плавания - обязан иметь при себе удостоверение рулевого. Программа подготовки яхтенных рулевых 2 класса
"Яхтенный рулевой 1 класса" имеет право самостоятельно управлять яхтой с обмерной площадью до 60 кв.м. по внутренним водным путям и в береговой зоне окраинных морей с удалением от берега до 100 морских миль - в любое время суток. Во время плавания - обязан иметь при себе удостоверение рулевого. Программа подготовки яхтенных рулевых 1 класса.
"Яхтенный капитан" имеет право самостоятельно управлять яхтой с обмерной площадью - без ограничения. По внутренним водным путям и в береговой зоне окраинных морей с удалением от берега - без ограничения, в любое время суток. Во время плавания - обязан иметь при себе диплом яхтенного капитана.
Мы будем рады помочь Вам пройти обучение по любой из выбранной Вами программе!
В мире существует три авторитетных системы яхтенных школ: британская - Royal Yachting Ass (RYA), американская - American Sailing Ass (ASA) и International Yacht Master Training (IYT).
Британской RYA уже больше века, ее авторитет безоговорочно признается во всем мире и она имеет самое большое число партнерских яхтенных школ, в них обучают по самым высоким стандартам.
ASA ведет свою историю с послевоенных лет и признается практически везде.
IYT появилась в Америке несколько лет назад и сейчас занята тем, чтобы открыть свои школы в как можно большем количестве стран.
Также существует очень сильная французская национальная яхтенная школа. Она не является международной, но по качеству обучения и традициям очень близка к RYA.
Самые высокие стандарты обучения и самые давние морские традиции в RYA.
Поэтому путь в обучении управлением яхтой и получением международных прав, рассмотрим на примере RYA.
Первое требование - владение английским на среднем уровне. Потому что вы собираетесь ходить в международных водах и вам будет необходимо общаться с портовыми властями, с береговыми службами, с другими яхтами и судами. Международный язык радиообмена - английский.
Если у вас совсем нет яхтенного опыта, то вам предстоит пройти первую ступень - это Competent crew ("полезный член команды"). Какой-либо опыт необязателен. Главное - желание и базовое знание английского языка. Этот курс - проходят в виде пятидневного яхтенного плавания. Количество учащихся на яхте - инструктор плюс не более пяти человек. Ограничений по возрасту нет. За это время пребывания на яхте вас научат навыкам работы с веревками и парусами, основным приемам управления яхтой, морской терминологии и основам безопасности плавания. В ходе этого вводного курса вы пройдёте 100 морских миль и сможете быть компетентным членом команды (матросом) на парусной или моторной яхте.
Но пока вы еще не шкипер и яхтой управлять не можете.
На вашем пути - первая лицензия на управление парусной или мотрной яхтой, Day Skipper. Если у вас есть опыт хождения на яхте, знаете основы яхтенного дела, то ступень Competent crew вы можете пропустить и начать обучение сразу с курса Day Skipper. Этот курс состоит из двух частей - теоретической и практической. Теоретический курс Day Skipper 42 часа - включает в себя основы навигации, метеорологии, расхождения в море, радиообмен, безопасность плавания.
Международная система обучения яхтингу основана на преподавании самых необходимых знаний и навыков. Все обучение направлено на то, чтобы качественно дать знания и выработать уверенные навыки по управлению яхтой в различных ситуациях и правильно оценивать свои возможности и возможности вашей команды.
Практический курс Day Skipper - это поход на яхте. По стандартам RYA, на яхте не может быть более пяти учеников.
Обучение выглядит не так, как мы привыкли. Это полноценный, недельный поход на комфортабельной яхте 40-футового класса, около 200 морских миль (для моторных может быть и большего). Инструктор показывает, что и как нужно делать. Каждый обучающийся повторяет эти действия: работает с парусами; прокладывает курс; стоит за штурвалом; командует процедурой швартовки и отхода. Навыки отрабатываются до тех пор, пока у него не будут получаться правильно.
В последние два дня инструктор назначает по очереди каждого шкипером на отдельный переход, и ученик должен сделать все сам, от составления плана перехода до швартовки в точке назначения, как настоящий шкипер.
Инструктор только наблюдает, как команда и шкипер выполняют свои обязанности и в конце курса присваивает (или нет) обучающимся квалификацию шкипера.
С такими правами вы можете ходить на яхте длиной до 24 метров по всем международным водам. Вас как шкипера признают портовые власти, береговая охрана, пограничники и страховые компании.
Далее, прожив на борту яхты около месяца, пройдя примерно 800 морских миль и закончив однодневные курсы по использованию бортовой УКВ-радиостанции, вы можете продолжить свое обучение по программе RYA до квалификации Coastal Skipper.
Обучение Coastal Skipper это 50 часов теоретического курса, направленного на более глубокое изучение навигации и метеорологии, а также практический недельный курс с экзаменом. В процессе прохождения курса инструктор стремится дать более глубокие знания и навыки по управлению яхтой в сложных условиях.
Третья ступень - Yacht Master. Капитан. Необходимо пройти 2,5 тысячи морских миль, 50 дней на борту яхты, 5 переходов более 60 морских миль, включая 2 ночных, и однодневные курсы медицинской помощи.
И самая высокая квалификация любительского яхтинга - Yacht Master Ocean - конвертируется из Yacht Master при наличии одного океанского перехода и экзамена по астронавигации.
Учиться яхтингу не просто можно, но и нужно: в первую очередь, это вопрос безопасности - вас лично, вашей яхты и тех людей, за жизнь и здоровье которых вы отвечаете во время плавания. Но процесс этот сам по себе очень интересный, и обучение построено так, чтобы люди, желающие заниматься этим прекрасным видом спорта (или образом жизни?), с первых шагов ощутили его красоту и радость.