Разделы

Наши достижения
Флотилия
История
   История паруса в Рыбинске - часть1
   История паруса в Рыбинске - часть2
Схема проезда
Схема подхода (водный путь)
Партнёры
Сотрудничество
Вахтенный журнал
Нормативные документы

Статистика

Новости

Рыбинская парусная школа отмечает юбилей - 20лет
Двадцать лет назад 15 октября 2001года началась история "Рыбинской парусной школы". Точнее идея создания начала зреть в головах организаторов значительно раньше, но именно в этот день была размечена территория - вбиты колышки, которые определили границы. Началось строительство. Юбилей будет отмечем торжественным мероприятием: лекция - кратенько, минут на 20 о том как бороздили просторы..., приветствия и пожелания от гостей, прочие действия, проводимые в подобных случаях.

«Кубок ВЫМПЕЛА» - Намечены сроки проведения

Намечены сроки проведения парусного фестиваля «Кубок ВЫМПЕЛА». Он пройдёт 12-13 августа на акватории «Рыбинского водохранилища» в районе посёлка «Судоверфь». Форма соревнований – «гонка с пересадкой». После каждой гонки экипажи будут по жребию меняться яхтами. Такой порядок необходим для того, чтобы уравнять шансы на победу. Яхты хоть и одного класса и внешне похожи, но отличия всё же есть. Поэтому все экипажи отгоняются на всех яхтах, результаты суммируются и определяется победитель. Торжественные мероприятия пройдут на территории гостиницы «Бригантина». Организаторы, гости и не занятые в гонке участники наблюдают за гонкой с берега. Подробности

Началась подготовка к "Кубку ВЫМПЕЛА"

На базе «Рыбинской парусной школы» начались практические занятия по подготовке начинающих яхтсменов к парусному фестивалю «Кубок ВЫМПЕЛА». Для проведения мероприятия выбран класс парусной яхты «Солинг» - является одним из самых больших гоночных яхт. Экипаж 3 человека, длина корпуса 7,5 метров, парусность 22 кв.метра. Из числа отобранных участников сформированы экипажи и составлен график занятий. Тренировки проходят в любую погоду. Ни дождь, ни порывистый ветер или его отсутствие не повод отмены тренировки. Занятия проходят под руководством инструкторов «Рыбинской парусной школы» и тренеров «Детской парусной спортивной секции». Экипажам предстоит научиться слаженности и точности в управлении парусной яхтой, удерживать курс, правильно выполнять повороты и настраивать паруса.

Парусный фестиваль «Кубок Вымпела»

В августе 2017 года на акватории Рыбинского водохранилища пройдёт парусный фестиваль «Кубок Вымпела» среди работников АО «Судостроительный завод ВЫМПЕЛ».

Уже отобраны кандидаты для участия в мероприятии из разных структурных подразделений предприятия. Начинающим яхтсменам прочитают вводный курс лекций о конструкции парусной яхты и принципах управления ей. Затем курсанты перейдут к практическим занятиям.

О возникновении ПАРУСНОГО СПОРТА в Рыбинске - часть 2

Когда мы прибыли в Ярославль рано утром, то были неприятно поражены видом яхт наших соперников. Оказывается легкость с которой были приобретены наши яхты (наличие денег в те времена еще не означало возможность покупки- все дефицит!) была вызвана тем что от этой партии яхт отказались заказчики потому что ленинградская яхт - верфь перешла на другую серию  яхт. В швертботах ,,Эмках" удлинили мачту, увеличили площадь парусов на 4 кв. м., корпус сделали легче, шверт с металлического заменили на деревянный. В ЛГ корпус стали делать с герметичными бортовыми воздушным отсеками, которые повышали жесткость корпуса и давали возможность после опрокидывания поставить швертбот на киль. Наши ЛГ старой модели имели надувные емкости под бортами, которые едва поддерживали на плаву перевернувшийся швертбот. Ни о какой постановке на киль и продолжении гонки или вообще продолжении плавания речи не шло. При отсутствии в те времена каких либо спасательных мотолодок в яхт-клубе опрокидывание из происшествия превращалось в аварию или в катастрофу. Это психологически сильно давило на экипаж.

            В командный зачет включались: две ,,М”, два ЛГ, два ,,Финна”. По уровню подготовки они не были выше нас (вернее сказать ни они ни мы не имели никакой парусной спортивной подготовки

таких называют ,,чайниками” (туристами).

            В первый день дуло 4-5 баллов и наши М20 с железными швертами и меньшей парусностью

выглядели достойно. На второй день ветер был 2-3 балла.      

Скажу о результате. Мы получили разгромное поражение.

Хочу успокоить читателей.

Эти встречи продолжались ~15 лет.

 

И это поражение было единственным  за все время  командных соревнований ,,Матчевой встрече по парусному спорту городов Ярославль – Рыбинск”.

К лету 1965 года были приобретены два ,,,Стрижа’ (М), два  ,,Летучих голландца” двухдонника и матчевые встречи городов обрели свой результат (см. выше). Т.Е. когда не стало явной разницы в матчасти -все стабилизировалось на долгие годы. Но если быть справедливым, то когда появились килевые ,,Драконы”, то в этом классе всегда выигрывали ярославцы (но это не давало перевеса в командном результате).

            В 1966 году на берегу Волги у стадиона ,,Сатурн” стали облагораживать берег – снесли деревянную сторожку и сарай, построили для лодочной прокатной станции (ЛПС) сторожку из блочных панелей, установили понтоны для прогулочных лодок и дебаркадер из несамоходной баржи (длинной ~ 20 м).

Эти все работы выполнял ЖКО РМЗ для лодочной станции. Нам выделили одну комнату 3х5м для хранения парусов. Мы соорудили в ней стеллажи с отсеками. Теснота, отсутствие возможности высушить паруса и одежду. А главное не стало даже того сарая где мы раньше зимой хранили швертботы.

            Баранников А.А. вышел с предложением в ЖКО РМЗ о  постройки деревянного эллинга, часть которого будут занимать яхты , а часть прогулочные лодки. Разделение ответственности – труд яхтсменов, а материалы ЖКО.

            За осень и до Нового Года  (субботы-воскресенья) мы построили ,, свою “ часть эллинга размером 30х8х4,5. Перед новогодними праздниками швертботы, рангоут и мешки с парусами были помещены в эллинг. Вторую часть эллинга, забор, освещение           ЖКО летом достроило своими силами.

 До 1969 года мы базировались на ЛПС ,,Сатурна” в ½ маленького дебаркадера, а на зиму убирали швертботы в деревянный эллинг. В 1970 вместо маленького дебаркадера поставили двухэтажный (с городской пристани) –он был уже значительно изношен и корпус и надстройка. В навигацию в нем размещались –лодочнопрокатная  станция (ЛПС), секция водных лыж и секция парусного спорта с/к ,,Сатурн”.  Появление водных лыж в с/к ,,Сатурн”, конечно, обязано выше уже упомянутому энергичному  молодому человеку и это все совпало с 4-х летним его отсутствием и охлаждением его  к парусной секции с/к ,,Сатурн’.

       По целому ряду причин (а главная причина –там был тренером Игорь Лихачев) мы  уже не могли быть витриной водных видов в С/К ,,Сатурн” но, воднолыжники не входили в официальные виды спорта – и не давали ,,зачетных очков” на первенствах ЦС ,,Зенит” и Первенствах РСФСР, а

парусная секция мало, но давала ( т.е. мы   смогли начиная с 1967 года ,,давать зачетные очки” –выступая на этих соревнованиях если занимали места выше 11-го, -смогли подняться с уровня ,,чайников” –парусных туристов).

 Однажды Игорь Лихачев объяснил мне чем отличается физкультура от спорта.

,,Если дают талоны на питание –это спорт, ну , а если не дают –то, это физкультура”.

 Чтобы еще понятнее –если входишь в сборную команд с/к , города, области и при этом входишь в число 11 на российских соревнованиях (дающих зачетные очки…..). Масса видов спорта с/к ,,Сатурн” и города и области этих ,,зачетных очков “ своим спортивным руководителям (по этим показателям оценивают работу спортивных организаций) никогда не привозила !

            В 1970 г. секции парусного спорта с/к ,,Сатурн”  отдали ставший ненужным маленький дебаркадер. Всю зиму уже другой деятельный молодой человек с такими же возможностями (см. выше) Сергей Кузнецов (сейчас Сергей Павлович) пробивал штатные единицы сторожей для этого дебаркадера (Директором РМЗ был Павел Вениаминович Кузнецов).

Как только это удалось, дебаркадер был уведен в Льговецкий залив и помещен в ,,ничейную зону”

-в камыши, в низину около магазина дер. Болтино и яхты летом уже базировались там –МОРЕ Стало Нашим!!!

            Одно лето и две зимы он пребывал там. Стоянка была очень плохая! От ветрового нагона воды или падения ее уровня за лето, кромка воды при малом уклоне берега уходила на десятки метров и это при зыбучем грунте!

            В 1971 году РМЗ начал проектные работы под ,,Базу сыпучих материалов” моторостроительного завода (теперь НПО ,,Сатурн”) в Льговецком заливе у деревни Болобаново. Зимой появилась насыпь, на ней рельсы, портальный кран и сторожка для его охраны.

            В декабре 1971 г. парусная секция с/к ,,Сатурн” (неформально, конечно, я/к ,,Сатурн”) праздновал в фабрике-кухне РМЗ свое 10-и летие. Были приглашены некоторые спортивные руководители. И в процессе неформального общения мы узнали , что во время прошедшего в Москве совещания спортивных руководителей ЦС ,,Зенит” был задан вопрос представителям с/к ,,Сатурн” ,, …нет ли возможности на Рыбинском водохранилище провести соревнования ЦС ,,Зенит” по парусному спорту?”. Что ответили наши руководители я не помню, но в понедельник мы уже писали письмо директору завода т. Кузнецову Павлу Вениаминовичу за подписью председателя совета с/к ,,Сатурн” Боковой Валентины Александровны. [Ввиду проведения ….(см. выше)  прошу выделить строительные материалы для возведения деревянных эллинга, рундуков и сторожки].

            В это же время впритык к выше названной базе РМЗ на основании существующего генплана

пробивается отвод земли 0,6 гектара. Выпускается силами яхтсменов конструкторская документация:

-деревянный эллинг (30х8х4,5) м;

-деревянные –2х  этажные рундуки;

       Зимой 1972 года силами яхтсменов этот проект был реализован. Яхтсмены по субботам – воскресеньям отработали ~ 3000 чел./час. Появилась сторожка (вагончик ), и что очень важно – сторожа. ,,Единицы”  были ,,пробиты”  людьми вхожими к директору завода.

            Строительство базы я/к в Льговецком заливе существенно улучшило возможности тренировок и проведение соревнований.

            Так -как эллинг и рундуки были возведены без подсыпки грунтом территории, то, в июне при отметке водохранилища 102,3 м  временами нагонной волной подтапливались все наши сооружения.

            К 1976 году наш наивный оптимизм вылился в ,,добычу” типового проекта ,,Комплексной водной станции секционного типа на 56 судов (из кирпича)”. Появился даже приказ по заводу № 87 от 19 февраля 1976 года ,,О реконструкции яхт-клуба ,,Сатурн”, затем еще № 574 от 11.11.78, но, это строительство начавшись (с привлечением яхтсменов) быстро остановилось, затем возобновлялось и

Затихло на долгие 20 лет.

            Но подсыпка территории и строительство 2-х этажных рундуков  было выполнено в первом

этапе.

            С 1961 года по 1975 ,,Адмирал” был старшим тренером – общественником.

            С 1969 года по 1975 (Ю.Н.) был тренером – общественником в я/к .

Мы оба работали на на моторостроительном зпводе ( теперь НПО ,,Сатурн”).

Тренировки могли проводиться только в выходные дни. Проводить работу с детьми из-за отсутствия

детских классов яхт и освобожденных штатных тренеров не было возможности. Разрешать тренировки без мотолодки опасны для жизни яхтсменом (и свободы тренера!).

            И всего этого не было в реалиях того времени.

Большой прорыв в тупиковой ситуации совершил Евгений Тарасов. Он занимался в я/к с 1971 года.

~ 1976 году он стал председателем профкома РКБМ, которое входило в РМЗ. Кто бывал в оздоровительных детских лагерях, тот знает отношения ,,Руководители лагеря –КУПАНИЕ- дети”.

Он покупает 3-и ,,Кадета” , отправляет их в оздоровительный лагерь ,,Волга”  принадлежащий РКБМ

(в Еремейцеве), пишет ,,Инструкцию по использованию парусных яхт” , направляет туда ,,вожатых –

яхтсменов”. Он ,,продавил” все инстанции и привычные опасения и положил начало детского парусного спорта в Рыбинске!

            Затем через год или два эти ,,Кадеты “, были привезены в я/к , куплены ,,Оптимисты” и был организован профкомом РКБМ лагерь ,,ГЮЙС” . Первым директором этого лагеря была Елена Усанова (совмещавшая эту нагрузку с руководством технической библиотеки РКБМ). Евгению Тарасову и Елене Усановой пришлось преодолеть множество административных препятствий, сложностей: выделение автобуса, питание детей, обеспечение безопасности. Лагерь действовал несколько  лет и именно  эти годы сформировали будущий ,,костяк’ последующих поколений яхтсменов. Без детского парусного спорта нет спортивного будущего ни у какого   яхт-клуба.

 

            Если сказать о спортивной составляющей моих выступлений ,,на выезде” (Ю.Н.), то упомяну более приятные , умолчав об иных:

-1967  На ,,Летучем Голландце” –    XXV  Поволжская парусная регата (Ульяновск)            8-е место (выполнили 1-й спортивный разряд с Николаем Сашининым – первыми в Ярославской области)         

-1970 На ,,Летучем Голландце”  ,,ЦС”  ДСО ,,Зенита” (Днепропетровск) 3-е место (с Сергеем Сергиенко).

-1973  На ,,Летучем Голландце” –    XXVIII  Поволжская парусная регата (Городец)            1-е место (с Владимиром Кульковым).

-1974  На ,,Летучем Голландце”  Первенство РСФСР  зона ,,Центр и ЮГ России” (Таганрог)

3-е место (с Владимиром Кульковым).

-1975  На ,,Летучем Голландце”     VIII  Спартакиада народов РСФСР       8-е место

(Сочи) (с Владимиром Кульковым).

 

            На этом я хочу завершить свой рассказ ,,О возникновении ПАРУСНОГО СПОРТА

 в Рыбинске”.

Прошу продолжить повествование следующему поколению, благо, что рассказать есть что!