Разделы

Переборы
город Рыбинск
Рыбинское водохранилище
Реки

Статистика

Новости

55 лет Парусному движению в Рыбинске
10 декабря яхтсмены Рыбинска, а так же наши гости из Москвы, Череповца и Ярославля отметили 55 летие зарождения парусного спорта в городе. Торжественный вечер прошёл в к/к "Авиатор" при участии 140 человек. 


Открыт форум
На нашем сайте открыт форум для обсуждения событий парусного спорта в Рыбинске и на Рыбинском водохранилище . Добро пожаловать, приходите, пообщаемся

Рыбинск

 Для жителя другого края название Рыбинск, возможно связано с огромным водяным зеркалом самого большого искусственного озера в мире - Рыбинского водохранилища. Для кто-то это бывшая "столица бурлаков". Для других это несколько огромных заводов, находящихся в этом городе. Но не многие слышали об замечательной старой застройке города, вызывающей неподдельное восхищение ценителей русской архитектуры XIX в. Рыбинск вообще уникальный город, в котором можно узнать и увидеть много интересного!
История нашего города начинается в глубокой древности. С Х века началось заселение славянами Верхнего Поволжья. В XI веке по берегам рек Волги, Шексны, Черемухи были расположены поселения и погосты. История нашего города начинается с поселений "Усть-Шексна", "Рыбаньск" упоминающиеся в древних письменных источниках. Шло время, некоторые поселения и погосты преобразовывались в рыболовецкие и промысловые слободы. В начале XVI века Иван III составил завещание своим сыновьям. В завещании были перечислены города, волости и села, среди которых Иван III упомянул и Рыбную слободу на реке Волге. Иван Грозный оставил слободу за собой, о чём заключил с Владимиром Старицким договорную грамоту, а по завещанию передал своему сыну Ивану.
В XVI-XVII веках Рыбная слобода являлась дворцовой. Её жители были обязаны платить оброк красной рыбой. Слобожанам была выдана царская грамота, по которой им принадлежали рыбные ловли на Волге, Шексне и Мологе.
Во время развития всероссийского рынка, экономической основой Рыбной слободы становится торговля. Рыбная слобода постепенно превращалась в хлебный рынок. В слободе организованы таможня, мирской двор для приезжих торговцев, две торговые площади, ярмарочный двор. В Рыбной слободе проходили еженедельные торжки, а Ярмарки приурочивали к открытию и закрытию крупнейшей в стране Макарьевской ярмарки.
С основанием Петербурга и открытием Вышневолоцкой водной системы коренным образом изменилась судьба Рыбной слободы. На новом хлебном пути Слобода стала занимать ключевую позицию. Только до этого места могли подняться с низовьев Волги огромные барки. А к северной столице могли идти небольшие, легкие суда, и слобода стала важнейшим перевалочным пунктом. Соглосно государственным указам, строились большие "новоманерные" суда. Эти суда вынуждены были останавливаться у Рыбной слободы из-за мелководья в верховьях Волги. А значит, здесь скапливался весь грузопоток. В начале XVIII века здесь была учреждена специальная струговая пристань, где происходила перевалка грузов на маленькие "зарыбенские суда".
Вдоль Волги были выстроены хлебные и соляные амбары, постоялые дворы, увеличилось количество лавок. Объём рыбного промысла сокращался, а следовательно и количество рыбных ловцов. Взамен резко выросло количество торговцев и ремесленников. В городе сформировались новые категории населения: работные люди и дворовые, служившие верхушке посада. Многие жители города работали на пристани грузчиками и крючниками, другие строили суда, третьи занимались ремеслами, а также мелочной торговлей. Из различных районов России в Рыбную слободу приходили массы крестьян. Они нанимались на барки бурлаками и судорабочими. Здесь оформлялись поручные этого найма. Богатые купцы слободы брали крупные казенные подряды на перевозку леса, хлеба и соли. Многие имели по несколько лавок, судов, амбаров. Для выполнения домашних услуг покупали крепостных. Теперь Рыбная слобода представляла из себя крупнейший перевалочный пункт на Верхней Волге.
Ярославский генерал-губернатор Мельгунов производил объезд и осмотр наместничества а 1776 году. Он доносил Екатерине II о необходимости преобразования Рыбной слободы в город: "…поехал в Рыбную слободу, лежащую на самом берегу Волги, где тем приличнее быть городу, что опричь тутошнаго купечества и мещанства, в коих 638 человек, великое множество обращается и посторонняго торговаго народа по причине великой судовой пристани, годовой ярмонки и еженедельных Торжков. К тому же немало тут есть и каменнаго строения".
Указ о переименовании Рыбной слободы в город был подписан Екатериной II 3 августа 1777 года.
Преобразование слободы в город носило формальный характер. В действительности Рыбная слобода на тот момент уже имела признаки города. Сенат назначал городничего, который осуществлял всё городское управление. Также существовали выборные органы городской власти: городская дума, городской голова и городовой магистрат. Контроль над их деятельностью принадлежал губернскому правлению, но существенного влияния на жизнь города оно не оказывали.
В 80-е годы производилась перепланировка Рыбинска как и многих других городов. Город делился на части, каждая часть - на кварталы. В каждую часть назначался частный пристав, а в квартал - квартальный надзиратель. Новый план Рыбинска был подписан Екатериной II в 1784 году, но к его выполнению приступили только в начале 90-х годов. В это же время велась разработка типовых фасадов для городских зданий. В этой работе были задействованы лучшие зодчие. Проектирование фасадов зданий Рыбинска вёл Карл Росси. В своей работе он использовал материалы Рыбинской городской думы.
Преобразование Рыбной слободы в город повлияло на ее экономическое развитие. Выросло население города. В период с 70-х годов XVIII в. до конца 50-х годов XIX в. оно увеличилось в 5,5 раза. Торговый оборот в Рыбинске в этот же период увеличился с 150 тыс. руб. до 25 млн. руб. Количество прибывающих за навигацию судов достигло нескольких тысяч, грузооборот исчислялся миллионами пудов. В центре Рыбинска были построены два двухэтажных каменных гостиных двора. Общее количество торговых заведений превышало 300 единиц. Постоянно расширялся ассортимент товаров, но основной торговлей оставался хлеб.
После открытия в 1810 году Мариинской водной системы, а в 1812 году Тихвинской водной системы Рыбинск стал главным узлом на пути, соединяющим Волжско-Каспийский бассейн с Петербургом. Навигация продолжалась здесь около 197 дней. Непрерывный поток больших и малых судов требовал для своего обслуживания огромную массу людей.
Рыбинск считался на Волге "столицей бурлаков и грузчиков". Волжское бурлачество делилось на две категории: верхние и нижние бурлаки. Верхние работали на водных системах между Рыбинском и Петербургом, нижние - между Рыбинском и Астраханью.
Главная масса бурлаков состояла из помещичьих, государственных, удельных крестьян и мещан приволжских губерний. Бурлаки объединялись в артели по 10-45 человек. В отдельных случаях артель достигала 150 человек. Условия найма бурлаков определялись "Уставом купеческого водоходства" 1781 года, составленным в интересах судовладельцев.
Вопросами разрешения споров и конфликтов, возникавших в период судоходства, существовала Судоходная расправа. В Рыбинске было организовано отделение Тверской судоходной расправы. Позже, с 1842 года образована собственная Судоходная расправа с отделение, которой находилось в Нижнем Новгороде.
В середине XIX века труд бурлаков постепенно заменяется машинной тягой. К 20-м годам XIX века на Волге появились первые речные пароходы, которые постепенно заменяли бурлаков. Примечательно, что первый буксирный пароход на Волге начал свою жизнь в Рыбинске.
Во второй половине XIX века Рыбинск продолжал развиваться как внутренний порт. Крупнейшие пароходные и торговые компании России организовывали в городе свои склады, пристани и конторы, например судоходные компании "По Волге" и "Меркурий". Строительство гавани и железной дороги продлило сроки перевозок грузов из Рыбинска.
В городе было образовано большое складское хозяйство, в том числе один из первых нефтяных складов братьев Нобелей. Перевалка грузов в летнее время привлекала в город огромное количество бурлаков и грузчиков. Количество их многократно превосходило число коренных горожан, а жили они прямо на берегу.
В Рыбинске заканчивался глубоководный путь с низовьев Волги. Выше города, в местечке Переборы, Волга становилась настолько мелкой, что ее переходили вброд. Поэтому в Рыбинске происходила перегрузка хлеба на небольшие суда, которые могли перемещаться по Мариинской водной системе, соединяющей Волгу с Балтикой, позднее (с 1870 года) перегрузка шла в железнодорожные составы.
Основу промышленности Рыбинска в этот период, в основном, представляли предприятия, обслуживающие железную дорогу и судоходство. Среди них, особое место занимали предприятия Журавлева. Его четыре предприятия занимали первое место в губернии по технической оснащенности они.
Из-за большого числа купечества город отличался высоким состоянием жителей. Не смотря на небольшую численности населения и статус уездного города, в нем были многие учреждения, свойственные большим городам: гимназии, училища, библиотека, благоустроенная набережная, городские парки, храмы всех конфессий (кроме православных - старообрядческие, костел, лютеранская церковь, синагога). В городе был большой театр, на его сцене выступали с гастролями, практически все известные артисты дореволюционной России (сгорел в 20-е годы и разобран на кирпич).
С XVIII века город застраивался по единому плану: одни улицы параллельны берегу Волги, другие строго перпендикулярны, кварталы в плане - квадратные. На углах часто возводились двухэтажные особняки, типовые проекты которых были приняты в Российской империи. Украшением города служат два здания хлебной биржи, построенные на крутом Волжском берегу. Старая биржа выстроена в строгом классическом стиле, новая построена в 1912 году по проекту А. В. Иванова в псевдорусском стиле, покрыта снаружи изразцовой плиткой. Новая биржа построена на монументальном каменном цоколе во всю высоту Волжского берега. В настояшее время в ней находится Историко-архитектурный музей-заповедник с богатой коллекцией картин.
В 1907-1917 годах в Рыбинске продолжалось развитие промышленности и торговли. Возросла роль банковского капитала. В городе были организованы отделения известнейших банков страны. Среди них были такие банки как: Русско-азиатский, Государственный, Сибирский, Торговый и другие. Банки финансировали строительство промышленных предприятий, развитие в Рыбинске судоходства и торговли. Во время первой мировой войны, ряд крупных заводов из Прибалтики были эвакуированы в Рыбинск. Так, например, в 1916 году фирма "Русский Рено" приступила к строительству завода по производству автомобильных и авиационных двигателей.
Речной порт имел огромное значение, а так же связанные с ним склады и хлебные элеваторы по прежнему играли существенную роль в экономике города. Перед началом отечественной войны было почти закончено строительство Рыбинской ГЭС (недостроенная ГЭС все-таки давала ток во время войны) и началось заполнение Рыбинского водохранилища.
Сегодня город Рыбинск - районный центр Ярославской области. Расположенный в центре области на берегах Волги при впадении в неё реки Черемухи и старого русла Шексны, а так же на берегах Рыбинского водохранилища.
Рыбинск протянулся вдоль берегов Волги на 22 километра. На северо-западной окраине города на старом русле Волги находятся плотина, подпирающая Рыбинское водохранилище и два шлюза. Восточнее на старом русле реки Шексна устроена плотина с гидроэлектростанцией.
Центр города расположен между правым берегом Волги и левым берегом впадающей в неё реки Черемухи. Из центра на противоположный берег Волги перекинут автомобильный мост. Выше по течению Волги к центру примыкает Северный район, ниже по течению - Зачеремушный микрорайон, микрорайон Кирова и, за рекой Уткашь, Копаево. Выше Рыбинской плотины на берегу Рыбинского водохранилища расположен микрорайон Переборы.
На противоположном берегу Волги расположены район СЛИП и, выше по течению, Заволжский микрорайон, ограниченный старым руслом реки Шексны. За впадением старого русла Шексны в Волгу, на Каменниковском острове, возникшем после заполнения Рыбинского водохранилища, расположены поселок ГЭС и, выше по течению Волги почти до самой Рыбинской плотины и шлюзов, Волжский микрорайон, в просторечье, "Мехзавод", застроенный многоэтажными домами постройки 1960-1980-х годов.
Два раза за последние сто лет город переименовывали. С 1946 по 1957 годы Рыбинск назывался "Щербаковым" в честь местного уроженца Александра Сергеевича Щербакова (1901-1945 годы) - советского высокопоставленного комммуниста. В 1957-1984 годах Рыбинск носил свое историческое имя, а в 1984 году был переименован в город "Андропов" после смерти очередного руководителя СССР, Юрия Владимировича Андропова (1914-1984 годы), работавшего некоторое время в молодости комсомольским секретарем на Рыбинском судостроительном заводе. В 1989 году городу вернули историческое название - Рыбинск.